- Мероприятия, Мероприятия Рязанской СБ, Новости

155 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской (тематическая публикация)

26 февраля 2024 года исполняется 155 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской, жены и соратника Владимира Ильича Ленина, известной российской революционерки, крупного теоретика советской педагогики, активного организатора новых советских учреждений народного образования и просвещения.

 Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. Она сыграла видную роль в истории Октябрьского переворота и Советской России в целом. После смерти мужа Крупская стала организатором культурного строительства в СССР.

Жизнь Надежды Константиновны Крупской была неразрывно связана с педагогикой. До ареста и ссылки она успела поработать учителем в Петербургской воскресной школе. Затем были две эмиграции. И лишь в апреле 1917 г. она вместе с мужем Владимиром Лениным вернулась в Россию. Время, проведённое за границей, Крупская потратила не только на партийную работу. Особое внимание она уделила изучению иностранных систем воспитания и образования детей. У неё возник свой образ педагогического подхода, в котором заграничный опыт соединялся с потребностями молодого советского государства. Естественно, с упором на марксистско-ленинской теорию. Согласно нему, коллектив стоял выше индивидуальности, а общественное — выше личного. Важная роль в таком подходе отводилась принципам интернационализма, обучению через труд и антирелигиозному воспитанию. Крупская работала в Народном комиссариате по просвещению. И все силы бросила на формирование новой системы воспитания и образования. Советской системы. Благодаря её деятельности в стране появилось пионерская организация. Другая инновация Крупской — внедрение дошкольного образования. По всей стране, находящейся ещё в руинах, начали массово появляться детские сады, а вместе с ними и детские площадки. Параллельно появились первые ясли и материнские школы.

На 1923 год в России неграмотными оставались 111 миллионов человек из 133 миллионов населения. В селах и деревнях не было ни детских садов, ни школ, возможностей для получения образования для детей крестьян практически не существовало. Ставя перед государством задачу организовать в сельской местности детские сады, Крупская обращала особое внимание на то, что дети в таких учреждениях должны быть обеспечены максимальными условиями для развития и образования. Надежда Константиновна не просто ставила такие задачи: она добивалась, чтобы они были реализованы по всей стране, а ведь это было время послевоенной разрухи. Среди идей Крупской были: совместное обучение девочек и мальчиков, бесплатное образование для детей из всех социальных слоев, трудовое образование. Когда же в двадцатые-тридцатые годы в школы решили не принимать детей священников, кулаков, дворян, Крупская встала на их защиту. Бесплатное питание для школьников – это тоже предложение Надежды Крупской. И не только питание: она говорила о том, что детям должны в школах бесплатно выдавать учебники и учебные пособия, а также школьную форму. Эти ее принципы до сих пор частично сохранились в системе образования.

В нашей библиотеке вы можете взять книгу о жизни Н.К. Крупской. 

Кунецкая, Людмила Ивановна. Крупская / Л. И. Кунецкая, К. А. Маштакова. — 3-е изд., доп. — М. : Молодая гвардия, 1985. — 368 с.

Аннотация: Жизнь Надежды Константиновны Крупской — это жизнь борца, политического и государственного деятеля. Ближайший соратник и верный друг Владимира Ильича Ленина, она была одной из основательниц нашей партии, ее созданию и укреплению она отдала все свои силы и знания. Н. К. Крупская заложила фундамент марксистской педагогики. Задолго до революции она начала разрабатывать ее теоретические основы и после Октября возглавила ряды борцов за создание новой, советской школы, за создание новой, социалистической культуры. С жизнью и деятельностью, с творчеством Крупской и знакомит читателей книга Л. Кунецкой и К. Маштаковой.

https://ok.ru/profile/580519907980/statuses/157286846244236

https://vk.com/wall-202275261_1319

https://t.me/c/2002491416/414